— Среди молодежи старше 18 лет (как правило, это работающие или даже имеющие свой бизнес люди) появился запрос на включение в экологическую повестку, они напрямую адресовали его Российскому экологическому обществу. Люди стремятся к интеллектуальной экологии: им уже неинтересно просто убирать на улице, собирать мусор и высаживать деревья. Есть большая потребность действовать осознанно, осмыслять экологические активности и, что не менее важно, видеть некий след своей деятельности в реализации государственной политики. Эта молодая аудитория готова включаться в разработку законодательных инициатив, технологическое развитие, предлагать новые решения. Кроме того, молодые люди видят возможности продвижения личного бренда в экологической политике, может быть, с некими амбициями на власть, на участие в местном и региональном самоуправлении.
Этот запрос мы постарались удовлетворить через создание платформы, которая называется «Экомолодежка.РФ». Она не предполагает ни системы членств, ни обязательств для активистов, а просто дает возможность проявить себя через экологическую повестку. Это важная инициатива, потому что в этой теме сейчас велик запрос на работающий социальный лифт. Подчеркиваю — работающий. При всем уважении к существующим институтам, которые предлагаются молодежи, не все удовлетворены тем, как в реальности они работают. В регионах очень много ребят — молодых ученых и предпринимателей, — которые достойны того, чтобы получить реальную поддержку, в том числе менторскую. В рамках нашей платформы, например, мы даем навыки лидерства, а лидерство в экологических практиках очень важно. Активист, проявивший себя, уже в скором времени может стать привлекательным кадром для корпораций, для власти. Вот такой запрос мы удовлетворяем.
— Как социальный лифт, как возможность развиваться в политике, в обществе, завоевывать новые высоты через «зеленую» повестку. Почему именно эта сфера служит таким «трамплином» для личности? Потому что это неконфликтная область, она созидательная и подходит российскому культурному коду, органично вписывается в концепцию позитивного развития человека. Экология и развитие личности —хорошо совместимые направления, молодежь это чувствует.
В то же время в этом вопросе есть четкая возрастная градация. Взрослеющая молодежь склонна постепенно отстраиваться от практик волонтерства и проявлять интерес к концептуальной работе, реализации масштабных инициатив. Непосредственное волонтерство этот запрос уже не удовлетворяет.
— Типичным мне представляется привнесение экологических практик через самых молодых членов семьи. Так называемые зумеры, например, сами культивируют, пропитываются этой культурой и потом приносят ее в свои семьи. То же самое касается многих детей, которые учатся в школах, проходят экоуроки, и эффект экологического просвещения ребята несут в семьи. Не из семьи в школу, а из школы в семью — это, мне кажется, аспект, который заслуживает внимания социологов.
Кроме того, большое значение имеет эффект командной работы, влияние лидеров мнений. Каждый лидер мнения формирует команду, вокруг него создается комьюнити, которое может нести в общество культуру экологических практик. Таким образом, молодые люди являются источниками формирования экологической культуры.
— Такая работа ведется. В рамках нацпроекта «Экология» проводится масштабное информирование. Но при этом хочу сказать, что у нас в стране очень мало экологической пропаганды. Я не только про акции, а про экологию в принципе, в том числе про государственные инициативы. До населения доносится мало информации, хотя оно и является получателями этих услуг и вообще вся госполитика в экологии направлена на благополучие человека, на повышение качества жизни. Мы должны больше получать информации, чтобы быть идеологически вовлеченными. Помимо этого, очень много фейков, недостоверной информации, требуется масштабная разъяснительная работа.
— Эти направления, на мой взгляд, реализуются в недостаточной степени. В Конституцию были внесены очень важные поправки, которые касаются обязанностей правительства Российской Федерации обеспечивать условия для экологического образования и просвещения. К сожалению, в полной мере эти положения пока не реализуются. Вместе с тем задачи по экологическому просвещению и воспитанию взяли на себя неправительственные организации — и, надо сказать, достаточно успешно их решают. Во многих регионах, во многих школах, в детских садах в различных форматах реализуются такие проекты. Экоуроки, акции, просветительские игры — эта работа в учебных заведениях ведется, хотя не хватает единого подхода.
В экспертном сообществе обсуждается вопрос, нужен ли отдельный урок экологии. К единому решению пока не пришло, но так или иначе экологическое образование, просвещение в каких-либо формах необходимо.
В то же время заметны определенные позитивные тренды: школа сама по себе становится объектом «зеленой» повестки безотносительно образовательных элементов — раздельный сбор мусора, сбор батареек. Мне кажется, этот формат было бы неплохо масштабировать и в университетах: для пытливых студентов экологическая повестка, вовлечение в которую началось с таких небольших шагов, может стать чем-то большим. У нас есть ассоциация «зеленых» вузов, и такие инициативы надо расширять.
— Как вы понимаете, пока эти практики носят исключительно характер личной инициативы. Базовая, самая распространенная практика — раздельный сбор мусора у себя дома. Это, конечно, элемент, необходимый для всей реформы чистоты, но пока люди это делают исходя только лишь из личной экологической ответственности. Когда говорят, что у нас огромное количество людей разделяет мусор, к этим данным я отношусь с осторожностью. Возможно, часть ответов участников исследований обусловлена не реальным укладом жизни, а эффектом «социального одобрения» — желанием выглядеть хорошо в глазах того, кто спрашивает. Сколько людей в реальности разделяют мусор и насколько системно это делают, мы не знаем.
Некоторые практикуют сдачу вторичного сырья за деньги — это хороший инструмент получения дополнительного дохода, такие методы стимулирования тоже существуют. Но, должен сказать, здесь важную роль играют вопросы воспитания, внутренней культуры. Мы в массе своей пока не дошли до того уровня культуры, когда наш внутренний регулятор не позволит выкинуть фантик на асфальт, просто не допустит такого варианта. Это должно быть заложено с детства!
На определенном этапе внутреннее понимание нормы в этом вопросе могут помочь сформировать методы финансовых ограничений, штрафных санкций. Я сам сторонник жесткой регламентации в отношении экологического оборота бизнеса и в отношении экодиссидентов, которые демонстрируют публичную позицию отторжения всех экологических правил. Увы, у нас самым эффективным мотивационным инструментом является рубль.
— Действительно, в деревенском быту нет столько упаковки, нет столько мусора, который накапливается в городе. У нас в городе же больше половины мусора — это упаковка, то, что мы покупаем в супермаркетах. Я часто прошу своих студентов провести эксперимент: купить два пакета продуктов в магазине, принести домой и посмотреть, сколько из этого продуктов, а сколько — мусора. И что получается? Получается очень интересная история: мы покупаем мусор. Мы покупаем мусор, несем его домой, храним какое-то время дома, потом выкидываем. Получается такой мусорный водоворот, мы его активные участники. Убежден: осознанный экоактивизм нужно начинать с себя, с анализа своих ежедневных привычек.